Сущность перестройки образования на основе гуманизации
Идея гуманизации образования все больше привлекает к себе внимание педагогов. Сложность её воплощения связана с отсутствием соответствующей технологии. Во-первых, необходимо более основательно ознакомиться с этой идеей, её принципами и положениями.
Гуманистическая модель образования опирается на четыре составляющие. Принцип гуманизации требует при подходе к организации учебно- воспитательной работы признать, что источник развития личности находится «внутри» неё, а не «вне», т.е. не внешняя сила (преподаватель) развивает обучаемого, а он сам развивает себя. Отсюда, основой гуманизации образования служит признание активной, творческой природы каждого человека. Исходя из этого, в качестве цели обучения провозглашается развитие заложенных в человеке потенциальных интеллектуально-творческих возможностей на основе внутренней активности. Условия, обеспечивающие успешную реализацию этого принципа в педагогическом процессе, связаны с предоставлением учащимся определённой свободы в их самореализации, а также уважением чести и достоинства всех участников учебно-воспитательного процесса. Без этих условий невозможно раскрепощение внутренних творческих сил и возможностей обучаемых. Основным средством развивающим и воспитывающим личность принцип гуманизации признаёт самодетерминацию (самодеятельность), т.е. необходимо не готовые знания и умения давать обучаемым, а чтобы они сами добывали знания, вырабатывали умения и навыки, что будет способствовать формированию у них самообучения, самовоспитания и саморазвития.
Во-вторых, важным звеном в реализации принципа гуманизации является необходимость придерживаться системного подхода к перестройке учебно-воспитательного процесса, который требует того, чтобы при внесении в какой-либо педагогический процесс нового компонента, необходима соответствующая перестройка всех остальных компонентов педагогической системы. Основными структурными компонентами любой педагогической системы являются: педагогические цели, содержание образования или учебная информация, дидактические процессы или средства педагогической коммуникации, педагоги и учащиеся. Во всех новаторских начинаниях, как правило, основное внимание сосредотачивалось на преобразовании какого-то одного компонента педагогической системы: или целей, или содержания, или методов и т.д. (например, метод Шаталова, липецкий метод, программированное обучение и т.д.). Многие неудачные эксперименты, направленные на совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и объясняются несистемным, локальным, изолированным подходом к изменению компонентов педагогической системы. Экспериментально доказано, что если перестройка не затрагивает других компонентов системы, то преобразованный компонент вступает в противоречие с другими, в результате чего происходит отторжение, отбрасывание нового элемента системы.
Как должны измениться по существу в своей основной направленности эти компоненты в новой педагогической системе по сравнению с прежней, представим в виде таблицы.
Основные компоненты педагогической системы |
Социоцентрическая модель воспитания (традиционная система обучения) |
Антропоцентрическая модель воспитания (обучение на основе гуманизации) |
Общая направленность целей обучения |
Вооружение учащихся определённым уровнем знаний, умений, навыков |
Максимальное содействие развитию личности ученика |
Направленность содержания образования (программы, учебники и т.п.) |
Преобладание дидактицизма |
Проблематизация содержания образования (метод. пособия и т.д.) |
Общая направленность средств педагогической коммуникации (методы, средства, формы) |
Обеспечение информационного характера обучения |
Обеспечение развивающего и воспитывающего обучения |
Общая направленность деятельности преподавателя |
Реализация требований программ и контролирующих органов |
Ориентация на целостное развитие личности ученика |
Общая направленность деятельности ученика |
Преобладает потребление знаний, а ученик объект познания |
Направленность на самообучение, самовоспитание и саморазвитие |