Авторская программа (курс) по педагогике «Гуманизация образования» (расcчитана на 32 часа)
Библиографический список.
- Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
- Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. М., 1971.
- Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М., 2003.
- Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 2000.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. Пособие. М., 2006.
- Шинкаренко В.П. Формирование профессионально важных личностных качеств учащихся в процессе гуманизации общего среднего образования. Тольятти, 2002.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. №2.
Лекция №1: Сущность гуманизации образования.
Раскрывается содержание таких понятий, как «гуманизм», «гуманность» и «гуманизация». Более подробно дается характеристика того, что означает «гуманизация образования». Далее, представляется ведущая идея и основные составляющие гуманистической модели образования.
Лекция №2: Философские модели воспитания и теоретические основы гуманизации обучения.
В историческом аспекте дается представление о моделях воспитания с времен античности до настоящего времени. Далее раскрываются педагогические основы проектирования системы гуманизации обучения.
Лекция №3: Основные подходы к проектированию новой педагогической системы на основе принципа гуманизации.
Сначала раскрывается сущность системного подхода в педагогике. Далее определятся место и роль системообразующего фактора в педагогической системе и перечисляются её основные структурные компоненты. Наконец, представляются общие правила и требования реализации принципа гуманизации в обучении.
Лекция №4: Перестройка целей в новой педагогической системе.
Дается характеристика целевой направленности обучения в традиционной модели. Затем раскрывается сущность изменения основной цели образования на основе принципа гуманизации. В заключении конкретизируются некоторые основные направления перестройки общей целевой направленности обучения в новых условиях.
Лекция №5: Перестройка содержания образования и средств педагогической коммуникации на основе принципа гуманизации.
Вначале раскрывается стратегия преобразования содержания учебной информации. Далее дается характеристика преобразований средств педагогической коммуникации проектируемой системы.
Лекция №6: Изменения в деятельности преподавателя и учащихся в новой педагогической системе.
Здесь раскрывается существо изменений в деятельности педагога, а потом и учащихся на основе принципа гуманизации.
Лекция №7: Практическая реализация принципа гуманизации на примере изучения истории.
В чем заключается преобразование целей и содержания исторического образования – первая составляющая лекции. Следующая - перестройка средств педагогической коммуникации при изучении истории на основе гуманизации. Как измениться деятельность учителя и учащихся в новой педагогической системе – заключительный компонент лекции.
Лекция № 8: Актуальные проблемы воспитания и образования.
Вначале раскрывается основная направленность современного образования. Потом указывается на существующие стереотипы и трудности перестройки системы образования. И, наконец, перечисляются основные актуальные проблемы и противоречия современной дидактики, осложняющие реализацию идеи развивающего и воспитывающего обучения.